Чешская пивоварня Svijany (Свияны), которая в 2014 году будет отмечать 450-летие своего основания, произвела в только что ушедшем 2013-м году рекордное количество пива, впервые в своей истории превысив цифру 600 тысяч гектолитров. Это произошло благодаря переходу потребителей от разливного пива к бутилированному, однако компания впервые ожидает снижение доходности в отчётах за 2013 год.
Svijany входит в десятку крупнейших пивоварен Чехии, причём львиная доля её продукции продаётся на домашнем рынке. Согласно недавно опубликованным данным за 2012 год, компания также имеет самую высокую прибыль с пол-литра пива в Чехии: она получает с каждой проданной кружки 2,44 кроны чистой прибыли.
Это намного больше, чем у ближайших конкурентов пивоварни: Bernard, занимающая третье место, имеет 1,23 кроны с каждого проданного пол-литра, а находящаяся на втором месте Plzeňský Prazdroj – 1,70 кроны. Свияны удерживает здесь за собой лидирующие позиции вот уже несколько лет, однако в 2012 году компания увеличила свой отрыв от конкурентов. Прибыль с единицы продукции рассчитывалась исходя из прибыли дочерней компании Pivovar Svijany – Distribuce, через которую осуществляется продажа всей производимой пивоварней продукции.
Обе компании получили в 2012 году совокупную прибыль в размере 278,3 миллионов крон (около 14 миллионов долларов США, после выплаты налогов). Несмотря на то, что эта цифра уменьшилась по сравнению с 2011 годом, председатель правления компании Томаш Кучера считает 2012 год рекордным для компании. Дело в том, что в прибыль за 2011 год была заложена оплаченная акционерная прибыль компании-дистрибутора в размере 64 миллионов крон. В 2012 году компания получила дотации в размере свыше шестидесяти миллионов крон (трёх миллионов долларов США), в первую очередь на модернизацию оснащения и производства. В том же году продажи компании впервые превысили один миллиард крон (50 000 000 долларов США). В наступившем году планируются дальнейшие значительные инвестиции в обновление производства, например, в строительство нового разливочного цеха.
Компания Svijany, выкупленная в девяностые годы у английской группы Bass за 15 миллионов крон (750 000 долларов) группой предпринимателей из чешского города Либерец, ожидает, что в отчётах за 2013 год будет зафиксировано увеличение продаж и первое в её истории превышение отметки в 600 000 гектолитров сваренного пива. «Об этом ещё рано говорить с полной определённостью, но судя по всем предпосылкам, наши показатели должны быть чуть выше этой отметки», — говорит Кучера.
Самой продаваемой маркой пивоварни вот уже долгое время является Svijanský Máz с плотностью 11%, составляющая, по утверждению пресс-секретаря компании Петры Винклеровой, более чем три четверти объема продукции компании.
Стремительный рост пивоварни, однако, подходит к концу: компания достигла максимума своих производственных и торговых мощностей. Рост обеспечивает только поиск новых рынков сбыта, в первую очередь в Моравии. По словам Кучеры, показатели доходности компании за прошедший 2013-ый год будут существенно ниже, примерно на 20-25%. «Начинается очень активный переход от разливного пива к бутилированному», — объясняет Кучера. Пивовары получают существенно более маленькую маржу с бутилированного пива из-за давления со стороны розничных сетей. Переход к бутилированному пиву также связан с сокращением числа посещений ресторанов и растущей популярностью домашнего потребления пива.