Одетый в чёрный скапулярий поверх белой туники и опоясанный кожаным ремнём настоятель аббатства Мариан Хаусэдер, хозяин пивоварни, всматривается в наполненную светлым пивом кружку со всем благоговением и явным предвкушением. Самый первый глоток открывает банановый нектар – настоящий бальзам на душу и услада для вкусовых рецепторов. Затем к празднику вкуса присоединился почётный советник по экономическим вопросам Engelszell Ричард Хакл и тоже испытал неподдельный восторг.
Это пока ещё не совсем зрелое, но, по правде сказать, божественное пиво, вдохновляющее после нескольких глотков. Ваша речь будет свежа и остроумна, «упрямое» пиво бушует, подталкивая слова, как если бы они поглощали в себя тёмные волны и бурлящее кипение, которому подвергается консистенция в высокотехнологичной лаборатории. Здесь царит истинное блаженство пенного напитка.
За слаженный процесс пивоварения в Engelszell отвечает виртуозный пивовар Hofstetten Петер Краммер из Санкт-Мартин (Мюлькрайс). Он отважился на тёмный сорт, крепостью до 10% алкоголя. «Лёгкий лакричный тон, пиво согревает нёбо и имеет характерный карамельный аромат», – прозвучал его спонтанный приговор. Неподвижно, гладко, голубым металликом блестят бочкообразные, достающие до потолка цистерны и отполированные перила, ведущие прямо к заторному чану и подсобному помещению с залежью ячменного солода. В чреве металлического контейнера творится волшебство – в течение трёх часов смешиваются ингредиенты. Они то поднимаются вверх, то опускаются вниз, измельчаются, секретируются, а затем закачиваются в фильтрационный аппарат. Сусло уходит в специальный котёл, где варится целый час при ста градусах с задачей гранулированного хмеля собственного производства.
После охлаждения содержимое помещается в бродильные чаны, расположенные ярусом ниже, в которых дрожжи верхового брожения делают свою работу. Процесс брожения длится одну неделю и повторяется до трёх раз, пока не осядут остаточные дрожжи. Забродившее сусло готово. По мнению Питера Краммера, «это своего рода Роллс-Ройс среди пива». Наслаждаться им следует «как портвейном», дав настояться год-другой, чтобы наилучшим образом раскрылись превосходные ароматы. Многие ждали его, подслащенный непастеризованный двойной бок с мёдом. В Австрии выпуск трапписта состоится для пивного региона Иннфиртель и для объединения Bierviertel, а также, начиная с мая, составит конкуренцию традиционному монастырскому ликёру в аббатской лавке.
Монастырь инвестировал в новый пивоваренный завод 400 000 евро, предположительно, за пять лет расходы должны окупиться. Львиная доля продукции будет доставлена в контейнерах на рынок США. Там настоятеля ожидает большое выступление: он обязан представить траппистское пиво в Манхэттене.
Жизнь монахов в аскетизме и тишине
Аббатство Энгельсцель, расположенное в Верхней Австрии, основал пассауский епископ Бернхард фон Прамбах в 1293 году как монастырь ордена цистерцианцев. С 1295 года в монастыре поселились монахи из Вильхеринга. В период Реформации, повлёкшей за собой духовный и экономический декаданс, монастырь находился в частном владении. Братией Вильхеринга в 1618 году было принято решение восстановить аббатство, оказав необходимую финансовую помощь. Дочерний монастырь аббатства Wilhering был упразднён в 1786 году императором Иосифом II, а здание использовалось для церемоний и светских приёмов. Заново храм вернул своё аутентичное предназначение в 1925 году благодаря траппистским монахам-беженцам, изгнанным после Первой мировой войны из эльзасской обители Oelenberg, которые варили здесь собственное пиво до 1929 года. А в 1931 году Энгельсцель возвели в ранг аббатства, принадлежащего монашескому ордену траппистов.
В настоящий момент в аббатстве Энгельсцель, украшенном великолепными фресками Альтомонте Мартино, проживает 5 монахов, а настоятелем с 1995 года назначен Мариан Хаусэдер.
Трапписты – возникшее в результате Реформации ответвление цистерцианского ордена – известны своей изоляцией, строгой монашеской дисциплиной и тяжелым физическим трудом. Аскетизм практикуется в основном в форме молчания. «Мы говорим друг с другом вполголоса», – говорит настоятель. А на расхожее мнение о том, что трапписты ложатся спать в гробы, уверено отвечает: «Это всё выдумки, мы спим в нормальных кроватях».
В заместительной молитве за людей трапписты видят основную задачу. За пределами строгого затворничества они, как правило, не занимаются душепопечительством. Распорядок дня определяют шесть хоровых молитв: первая начинается в четыре часа утра, последняя – в 19.30, после чего монахи расходятся. Телевидение в большей степени табу. Время между молитвами – от трёх до шести часов в день – занимает физический труд.
На окончательную дегустацию будет приглашён великий сомелье
За один процесс пивоварения в монастыре, осуществляемый два раза в неделю, производится 15 гектолитров пива, в год выпуск составит 2000 гектолитров. Июньскую дегустацию в Энгельсцель посетят не только представители Международной организации траппистов, но и всемирно известный чемпион среди пивных сомелье Карл Шиффнер из Айгена (Мюлькрайс) – для того, чтобы убедиться в высоком качестве нового божественного напитка и утвердить логотип IVT.
А с мая траппистское пиво Gregorius (9,7%) от Engelszell разливается в 0,33-литровые бутылки с этикеткой Международной траппистской организации, и первый австрийский траппист уже доступен на прилавках магазинов в немецко-говорящих странах.
При написании статьи были использованы материалы и изображения с сайта аббатства Engelszell.