Тридцать лет в пивоварении: директор союза пивоварен и солодовен ян веселы

Вряд ли кто-то расскажет больше о самой успешной индустрии в Чешской Республике – пивоварении, чем Ян Веселы (Jan Veselý), генеральный директор Чешского союза пивоварен и солодовен. Союз объединяет крупнейших чешских производителей пива и солода. В этом интервью господин Веселы рассказал о значительных переменах в отрасли пивоварения, которая перешла с плановой экономики к приватизации, и о зарождении микропивоварен.
С Яном Веселы мы встретились в Праге, в здании центральной штаб-квартиры Союза Пивоварен и Солодовен, на первом этаже которого находится собственная микропивоварня и ресторан. Именно в эти двери господин Веселы вошёл в конце 1970-х годов как специалист в области экономики, бухгалтерии и финансов, даже не подозревая, чем и как долго он будет заниматься. Сперва я попросил его рассказать о том, как началась его работа в пивной индустрии.
«Совершенно случайно, как это обычно и бывает в жизни, со мной связались кадровики. При социалистическом строе каждая отрасль была организована по принципу пирамиды: производства пива, сахара, птицы, мяса и так далее. У каждой отрасли была единая штаб-квартира. А руководство пивной промышленности искало начальника финансового департамента. И я просто пришёл. Когда я получил приглашение от директоров, я даже не знал, что эта отрасль занимается пивоварением. Я думал, что буду работать в сфере производства диетических напитков. Я пришёл в это самое здание, где мы сейчас сидим. И я хорошо помню то время. До сих пор помню, что я тогда чувствовал. Было первое или второе января, самое начало нового года, и я ощущал огромный энтузиазм. Там была своя, особая атмосфера. Мне всё очень понравилось, и я ни разу не ощущал каких-либо неудобств. Сейчас я всё так же счастлив, как и 33 года назад, потому что пивная индустрия – это нечто особенное. Это ощущается на общеевропейском и даже мировом уровне, но больше всего это чувствуешь именно в Чехии, где к пивоварению относятся почти как к религии».
Как отличались принципы ведения бизнеса в те годы по сравнению с современностью?
«В то время экономика опиралась на марксистские теории. И приоритетными отраслями считались тяжёлая промышленность, химическая промышленность, ядерная энергетика и так далее. В эти отрасли направлялись все ресурсы страны. А пивоварение было этакой Золушкой, и в 1970-80-х годах отрасль была в плачевном состоянии. Всего лишь 95-97 пивоварен едва сводили концы с концами. Пивоварни были старыми, новые технологии не использовались. Каждый пивовар был своего рода волшебником, раз ему удавалось оставаться на плаву. Это было нелегко.
Правда, были и пивоварни с хорошим техническим оснащением, привилегированные: Pilsner Urquell (Пилзнер Урквелл) и Budweiser Budvar (Будвайзер Будвар). Таким образом, первым негативным фактором отрасли было техническое состояние. Вторым фактором было то, что распространение пива не имело никакого отношения к продажам. Не было коммерческой деятельности, маркетинга. Было просто распределение. Только шесть пивоварен могли сбывать свою продукцию на внутреннем рынке. Это Pilsner Urquell, Budweiser Budvar , Gambrinus (Гамбринус), Staropramen (Старопрамен) в Праге, Velkopopovický Kozel (Велкопоповицкий Козел) около Праги и Radegast (Радегаст) в северной Моравии. Сбыт пива регулировался не экономическими, а политическими методами и жёстко контролировалось государством».
После смены коммунистического режима Вы принимали участие в приватизации пивоварен. Оглядываясь на то время, жалели ли Вы о том, что некоторые пивоварни исчезли? Считаете ли Вы приватизацию благом?
«Знаете, в 1900 году в стране было около 1000 пивоварен. Во время Бархатной революции в 1989 их было 97. Процесс концентрации длился веками. Это просто тенденция, и она не могла не развиваться. Это бы произошло и без смены режима. Не думаю, что я жалею об этом. Надо заметить, что пивной бизнес у нас не просто выживает – он процветает и расширяется. Снижение потребления пива происходило только последние два года, и причиной этому стал финансовый кризис. Но до 2008 года в отрасли наблюдался постоянный рост и технологический прогресс. Во-вторых, значительно вырос уровень экспорта. С 1990 года объём экспорта вырос в три раза.
Но всё это было связано с продолжающейся концентрацией. Было, как я уже сказал, 97 пивоварен. Сейчас их осталось 47. После революции наступил непростой период, пирамидальная система исчезла. Каждая пивоварня стала независимой, но проблема была в другом. Пивоварнями управляли пивовары, а не бизнесмены. То же самое наблюдалось и в мясной отрасли, и во многих других. У директоров предприятий не было достаточных юридических, экономических, финансовых знаний – всего того, без чего невозможно управлять. Плюсом было то, что чешская экономика стала открытой, поэтому начался приток иностранных инвестиций.
Помогло это не всем. Некоторые пивовары допустили крупные ошибки, не в пивоварении, а в других сферах ответственности, с которыми они не сталкивались и к которым оказались не готовы. Но «выжившие» расширялись и развивались, и сейчас, за последние пять-шесть лет, значительное количество промышленных пивоварен развиваются стабильно, а также растёт число малых, ресторанных пивоварен. Это хорошая тенденция. В 1990 была всего одна микропивоварня, U Fleků («У Флеку»), которая существовала 400-500 лет. Сейчас у нас больше ста подобных заведений».
В ресторане внизу подаются довольно необычные сорта пива: банановое, вишнёвое…
«Крапивное…»
Крапивное … и другие подобные сорта. Можно ли такие напитки называть пивом?
«Да, конечно. Пиво – это очень широкое понятие. Технологии брожения и пивоварения применялись ещё около 6.000 лет назад в Месопотамии. Я знаю людей, работающих на этой пивоварне внизу, уже тридцать лет. И каждый раз, когда они варят новое специальное пиво, я обязательно пробую его».
Источник: Радио Прага

Оцените статью
Страна пива
Добавить комментарий